МБОУ "Гимназия №1 г.Никольское"
Тосненский район Ленинградская область
  • Питание. Родительский контроль

    Организация питания в гимназии играет важную роль не только для развития, роста учащегося и сохранения его здоровья, но также и в успешном усвоении знаний школьником, качестве его образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Поэтому необходимо выстроить правильную систему питания в школе.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организацией питания должно заниматься образовательное учреждение. При этом, нормативное регулирование обеспечения питанием обучающихся находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 37 Закона об образовании). Они определяют стоимость питания, источники и правила его финансирования, льготные категории обучающихся, которые освобождаются от платы за питание полностью или частично, другие общие организационные вопросы.

    Кроме того, данным Законом установлены права родителей в области организации питания обучающихся в образовательных учреждениях. Право осуществления родительского контроля за питанием обучающихся в образовательных учреждениях определено и в «Методических рекомендациях по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях», утвержденных совместным Приказом Минздравсоцразвития РФ № 213н, Минобрнауки РФ № 178 от 11.03.2012, а также в Методических рекомендациях Роспотребнадзора МР 2.4.0180-20 от 18.05.2020 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях».

    Родители являются законными представителями потребителей школьного питания, имеющими право на безопасную услугу (статья 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Поэтому важным фактором в обеспечении безопасности школьного питания является организация родительского контроля.

    Родительский контроль за организацией горячего питания в Гимназии. Каждый желающий рдоитель (законный представитель) может принять участие, для этого необходимо предварительно записаться по телефону: +7(81361)53-532

    РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ:
    Найдено: 9

    Организуя контроль школьного питания, берем на вооружение:

    • приказ Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений»,
    • письмо Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2012 г. N 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников»
    • Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов
    • СанПиН 2.4.1.2660-10, СанПиН 2.4.5.2409-08 и СП 2.4.990-00

    Технология проверок не сложна. Совместно с администрацией и представителями органов родительского самоуправления:

    1. После звонка на перемену понаблюдайте в обеденном зале:

    • как дети входят в зал,
    • как рассаживаются за столы,
    • как ведут себя за столом,
    • какова культура приема пищи,
    • кто убирает посуду, как дети покидают обеденный зал,
    • вид обслуживания: кто и когда накрывает на столы, кто сопровождает детей, и т.д.

    2. Изучите меню и сравните его с фактическим набором блюд.

    3. Снимите пробу блюд, предлагаемых детям, и дайте оценку их вкусовых качеств.

    4. Изучите недельное или 10-дневное меню, в том числе на сайте Гимназии и выясните:

    • кто составляет меню
    • разнообразие блюд
    • наличие и разнообразие овощного меню
    • подсчитайте калорийность по составу продуктов и сравните с рекомендуемыми нормативами
    • стоимость завтраков и обедов и ее обоснованность
    • где столовая закупает продукты питания и как они хранятся

    5. Поинтересуйтесь также:

    • организационно-правовой формой школьной столовой
    • кто готовит блюда: доготовочная или все блюда готовятся работниками пищеблока
    • есть ли санитарные книжки у работников пищеблока
    • наличием бракеражного журнала и его содержанием
    • наличием суточной пробы и ее хранением
    • кто проводит бракераж пищи и когда это было сделано в день проверки
    • всё ли оборудование пищеблока исправно
    • наличием спецодежды у работников пищеблока
    • когда последний раз проверялось санитарное состояние пищеблока, кем, какие сделаны замечания, предложения и как они выполнены

    6. Как организовано руководство школьным питанием:

    • наличие графика работы столовой
    • есть ли льготное питание школьников
    • организация дежурства
    • как организовано обучение детей культуре питания
    • какая работа проводится с родителями о правильном питании школьников
    • роль школьной медсестры в вопросах организации школьного питания

    7. Проанализируйте полученные факты и совместно с администрацией школы решите, что должны делать администрация, родители, работники пищеблока в деле улучшения питания детей, определите сроки исполнения.

    8. Не забудьте проверить исполнение рекомендаций.

    При контроле руководствуемся следующим:

    1. Горячее питание должно быть одноразовае или двухразовое (завтрак и обед).

    2. Распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении длжно составлять: завтрак — 25%, обед — 35%, полдник — 15% (для обучающихся во вторую смену — до 20 — 25%), ужин — 25%.

    3. В рацион школьников должны быть включены все группы продуктов:

    • овощи и фрукты;
    • крупы, макаронные изделия и бобовые;
    • хлеб и хлебобулочные изделия;
    • мясо и мясопродукты;
    • рыба и рыбопродукты;
    • молоко и молочные продукты;
    • яйца;
    • пищевые жиры;
    • сахар и кондитерские изделия.

    4. Соотношение пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) в суточном рационе питания школьников должно составлять 1:1:4 (в процентном отношении от калорийности — 10 — 15, 30 — 32 и 55 — 60% соответственно).

    5. В школе должно быть разработано цикличное меню на 10, 14, 20, 28 дней, а также предусматриваться профилактика витаминной и микроэлементной недостаточности:

    Ежедневно в рационе питания должны быть мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
    Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
    Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. с добавлением свежей зелени.
    Горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 градусов С, вторые блюда и гарниры — не ниже 65 градусов С, холодные супы, напитки — не выше 14 градусов С.
    Предпочтение отдается свежеприготовленным, а не разогретым блюдам.
    В примерном меню не допускается повторение одних и тех же кулинарных изделий в последующие 2-3 дня.

    6. Питьевой режим в школе может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости.

    Питьевая вода из питьевых фонтанчиков должна отвечать гиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

    7. В школе может осуществляться торговля пищевой продукцией, не требующей особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C), в индивидуальной потребительской упаковке, с использованием торговых автоматов:

    • молоко питьевое стерилизованное витаминизированное;
    • стерилизованные (термизированные) продукты на основе йогурта;
    • творожные изделия (продукты);
    • вода питьевая негазированная высшей категории;
    • напитки безалкогольные негазированные витаминизированные или сокосодержащие (кроме тонизирующих) в алюминиевых банках;
    • соки и нектары фруктовые и овощные натуральные.

    8. В школе должна проводиться работа по формированию культуры потребления здоровой пищи у школьников. Для этого предполагается не только организовать рациональное питание в школьных столовых, но и вырабатывать у детей верное представление о полезной пище.

    9. Должна быть спланирована и осуществляться подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, обеспечивающих организацию питания школьников.

    Методические рекомендации MP 2.4.0180-20 "Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 мая 2020 г.)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике