Организуя контроль школьного питания, берем на вооружение:
- приказ Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений»,
- письмо Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2012 г. N 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников»
- Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов
- СанПиН 2.4.1.2660-10, СанПиН 2.4.5.2409-08 и СП 2.4.990-00
Технология проверок не сложна. Совместно с администрацией и представителями органов родительского самоуправления:
1. После звонка на перемену понаблюдайте в обеденном зале:
- как дети входят в зал,
- как рассаживаются за столы,
- как ведут себя за столом,
- какова культура приема пищи,
- кто убирает посуду, как дети покидают обеденный зал,
- вид обслуживания: кто и когда накрывает на столы, кто сопровождает детей, и т.д.
2. Изучите меню и сравните его с фактическим набором блюд.
3. Снимите пробу блюд, предлагаемых детям, и дайте оценку их вкусовых качеств.
4. Изучите недельное или 10-дневное меню, в том числе на сайте Гимназии и выясните:
- кто составляет меню
- разнообразие блюд
- наличие и разнообразие овощного меню
- подсчитайте калорийность по составу продуктов и сравните с рекомендуемыми нормативами
- стоимость завтраков и обедов и ее обоснованность
- где столовая закупает продукты питания и как они хранятся
5. Поинтересуйтесь также:
- организационно-правовой формой школьной столовой
- кто готовит блюда: доготовочная или все блюда готовятся работниками пищеблока
- есть ли санитарные книжки у работников пищеблока
- наличием бракеражного журнала и его содержанием
- наличием суточной пробы и ее хранением
- кто проводит бракераж пищи и когда это было сделано в день проверки
- всё ли оборудование пищеблока исправно
- наличием спецодежды у работников пищеблока
- когда последний раз проверялось санитарное состояние пищеблока, кем, какие сделаны замечания, предложения и как они выполнены
6. Как организовано руководство школьным питанием:
- наличие графика работы столовой
- есть ли льготное питание школьников
- организация дежурства
- как организовано обучение детей культуре питания
- какая работа проводится с родителями о правильном питании школьников
- роль школьной медсестры в вопросах организации школьного питания
7. Проанализируйте полученные факты и совместно с администрацией школы решите, что должны делать администрация, родители, работники пищеблока в деле улучшения питания детей, определите сроки исполнения.
8. Не забудьте проверить исполнение рекомендаций.
При контроле руководствуемся следующим:
1. Горячее питание должно быть одноразовае или двухразовое (завтрак и обед).
2. Распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении длжно составлять: завтрак — 25%, обед — 35%, полдник — 15% (для обучающихся во вторую смену — до 20 — 25%), ужин — 25%.
3. В рацион школьников должны быть включены все группы продуктов:
- овощи и фрукты;
- крупы, макаронные изделия и бобовые;
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- мясо и мясопродукты;
- рыба и рыбопродукты;
- молоко и молочные продукты;
- яйца;
- пищевые жиры;
- сахар и кондитерские изделия.
4. Соотношение пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) в суточном рационе питания школьников должно составлять 1:1:4 (в процентном отношении от калорийности — 10 — 15, 30 — 32 и 55 — 60% соответственно).
5. В школе должно быть разработано цикличное меню на 10, 14, 20, 28 дней, а также предусматриваться профилактика витаминной и микроэлементной недостаточности:
Ежедневно в рационе питания должны быть мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.
Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п. с добавлением свежей зелени.
Горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 градусов С, вторые блюда и гарниры — не ниже 65 градусов С, холодные супы, напитки — не выше 14 градусов С.
Предпочтение отдается свежеприготовленным, а не разогретым блюдам.
В примерном меню не допускается повторение одних и тех же кулинарных изделий в последующие 2-3 дня.
6. Питьевой режим в школе может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости.
Питьевая вода из питьевых фонтанчиков должна отвечать гиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
7. В школе может осуществляться торговля пищевой продукцией, не требующей особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C), в индивидуальной потребительской упаковке, с использованием торговых автоматов:
- молоко питьевое стерилизованное витаминизированное;
- стерилизованные (термизированные) продукты на основе йогурта;
- творожные изделия (продукты);
- вода питьевая негазированная высшей категории;
- напитки безалкогольные негазированные витаминизированные или сокосодержащие (кроме тонизирующих) в алюминиевых банках;
- соки и нектары фруктовые и овощные натуральные.
8. В школе должна проводиться работа по формированию культуры потребления здоровой пищи у школьников. Для этого предполагается не только организовать рациональное питание в школьных столовых, но и вырабатывать у детей верное представление о полезной пище.
9. Должна быть спланирована и осуществляться подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, обеспечивающих организацию питания школьников.
Методические рекомендации MP 2.4.0180-20 "Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 мая 2020 г.)